Социальные гарантии для людей с инвалидностью предусматривают обеспечение необходимыми для жизни техническими средствами реабилитации. Государство обязуется закупать такие средства и бесплатно предоставлять их людям, которые в них нуждается.

Даже символом, изображающем доступность объектов и услуг для людей с инвалидностью, является изображение человека, сидящего на кресле-коляске – одного из самых распространённых ТСР. О нём мы сегодня и поговорим.

Кресла-коляски главным образом делятся на три типа:

1)     Комнатные и прогулочные с ручным приводом;

2)     Активные с ручным приводом;

3)     Электрические.

Они классифицируются по ряду характеристик, например, габаритам, весу, наличию страховочных колесиков сзади, наличию спинки и подголовников, возможности складываться, ширине и типу колес, а также многим другим характеристикам, от которых может зависеть комфорт человека, использующего кресло-коляску.

Комнатные и прогулочные коляски – самый распространённый тип – предназначены для того, что перемещаться самостоятельно или с помощью помощника соответственно дома и на улице. Они тяжелее и больше, по сравнению с колясками активного типа, человек в них чувствует себя более комфортно. Домашние и прогулочные коляски с ручным приводом подходят для людей ведущих размеренный образ жизни, пользующихся помощью в передвижении.

В таких колясках может быть предусмотрен подголовник, регулируемые подлокотники и высокая спинка (необходимые для людей с церебральным параличом, нарушениями нейромышечных и скелетных функций), а также ряд других приспособлений, обеспечивающих удобство пользователя.

Именно прогулочные и домашние кресла-коляски мы чаще всего видим в медицинских центрах, на вокзалах и в аэропортах. Это обусловлено тем, что организациям, принимающим посетителей с инвалидностью, не так важны маневренность колясок и самостоятельность использовании. В случае необходимости персонал окажет необходимую помощь при передвижении или пересаживании.

Активные коляски с ручным приводом – более продвинутый тип средств реабилитации, на которых люди чаще передвигаются самостоятельно. Активные коляски, в свою очередь, могут быть с жёсткой рамой и складными. У некоторых активных колясок складывается только спинка, а рама остаётся неизменной. Вторые же можно сложить «ножницами» – колесо к колесу, убрать подножки и спинку – это самый распространённый тип складывания.

Рамы колясок активного типа, изготавливают из облегченных материалов – алюминия, хром-молибдена, титана и карбона, они способны с легкостью выдерживать экстремальные нагрузки: в них удобнее передвигаться по грунтовым дорогам, преодолевать лестницы, бордюры, препятствия и без посторонней помощи вести активный образ жизни.

При создании активных колясок используется принцип упрощения и облегчения конструкции, а это означает использование минимально необходимой высоты спинки и ширины сиденья, уменьшение внешних габаритов коляски, отказ от лишних деталей, что позволяет уменьшить общий вес коляски. Часто на таких колясках устанавливаются передние колёса малого диаметра от 64 до 140 мм. Вместо подлокотников используют только легкие грязезащитные щитки или другие варианты защиты бёдер от больших задних колёс.

Задние колеса активных колясок, как правило, вынесены чуть вперед по сравнению с колясками комнатной и прогулочной конструкции, поэтому передние колеса несут меньшую нагрузку, уменьшается сопротивление – облегчается ход. Также для улучшения ездовых качеств задается развал задних колес – они устанавливаются не строго вертикально, а под небольшим углом. Это обеспечивает маневренность и управляемость.

Задние колеса активных колясок являются быстросъемными – часто одним нажатием кнопки они отсоединяются от рамы. Это особенно важно, если вы сами водите машину. Ведь задние колеса убираются по отдельности, а оставшаяся рама весит очень немного – от 3 до 9 кг. С такой коляской человек с инвалидностью сможет чувствовать себя более свободным и самостоятельным.

В соответствии с показаниями врачей бюро медико-социальной экспертизы, и при определённых навыках, коляской активного типа также могут пользоваться люди с тяжёлыми формами инвалидности.

Электрические коляски предусматривают наличие собственного двигателя на аккумуляторе и системы управления им. Обычно, для управления предлагается джойстик, но современные коляски ориентированы на людей с различными двигательными нарушениями, включая полностью парализованных. При необходимости пользователям предлагается управлять коляской с помощью дыхания и даже взгляда. Подобные коляски позволяют передвигаться с максимальным комфортом и затрачивать при этом минимум физических усилий.

Различаются электроколяски по ведущим колесам (задний, передний или полный привод). Также, в зависимости от конструкции электрические кресла-коляски могут быть складными, позволяющими уменьшать габариты для транспортировки. На колясках может регулироваться спинка, подлокотники и сидения. На инвалидные коляски данного типа часто устанавливаются сигнальные лампы, для перемещения в вечернее время суток.

Безусловно, электрические кресла-коляски – самые продвинутые, функциональные и удобные средства передвижения для людей с нарушениями опорно-двигательных функций. Но получить их за счёт государства могут не все.

Средства реабилитации, необходимые человеку с инвалидностью, определяются на основе Перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденного приказом Минтруда России от 28.12.2017 № 888н.

В соответствии с ним, кресло-коляской с электроприводом обеспечиваются люди, имеющие нарушение опорно-двигательного аппарата в совокупности с приведёнными ниже нозологиями.

Главным образом, это касается невозможности использования колясок с ручным приводом. Например, человек с явно выраженными нарушениями функций верхних конечностей (вследствие заболеваний, деформаций, аномалий развития и парезов верхних конечностей) нуждается в электроколяске.

Согласно показаниям к назначению электроколясок, амплитуда активных движений в плечевом и локтевом суставах не должна превышать 13-20 градусов, лучезапястном - 9-14 градусов. У человека, претендующего на электроколяску, может быть снижена мышечная сила рук, затруднен схват и удержание предметов.

То есть человек, которому, согласно приказу, полагается электроколяска, должен иметь явно выраженные нарушения, как опорно-двигательного аппарата, так и верхних конечностей. Это и есть краеугольный камень решения о предоставлении коляски с электроприводом.

При определении показаний к обеспечению средствами реабилитации специалисты бюро медико-социальной экспертизы руководствуются Количественной оценкой степени выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами. Критерии оценки приведены в приказе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 декабря 2015 г. № 1024н.

При освидетельствовании человека с инвалидностью вопрос обеспечения его креслом-коляской с электроприводом решается по результатам анализа проведенной экспертно-реабилитационной диагностики, нарушение работы верхних конечностей, как правило предполагает, их двустороннее поражение.

В некоторых случаях, правда, бывают исключения. Специалистами бюро медико-социальной экспертизы учитывается общее состояние человека с инвалидностью и индивидуальные особенности его здоровья. Например, решение об обеспечении электроколяской может быть принято если человек имеет небольшие нарушения функций верхних конечностей, но при этом тяжело болен и его болезнь ограничивает подвижность и возможность самостоятельно управлять кресла-колясками с ручным приводом.

Иными словами, электрические коляски назначаются людям, которые не могут самостоятельно пользоваться другими видами колясок в быту, на прогулках или медицинских мероприятиях.

Здесь важно ещё раз отметить, что все сложные нетипичные случаи разбираются в индивидуальном порядке на основе осмотра пациента и комплексного анализа его медицинских документов. Только подробная экспертиза, при наличии нозологий, указанных в Перечне показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов ТСР, сможет сделать вывод о том, что человек нуждается в электроколяске, как в обязательно средстве реабилитации.